PRODJ
+38 (067) 879 77 70 Онлайн
Українська ua | ru

Акустика помещения. Гид опытного пользователя.

09 серпня 2016

 Акустика помещения, гид опытного пользователя.

 

Ваша комната может окутать вас звуком или разнести его в прах–все зависит от акустики.  Роб Боффард расставляет все по местам в этой статье.
 
 Самая важная часть оборудования вашей студии–это не ваш компьютер. Это не ваша рабочая станция или мониторы и точно не Midi-контроллер. Самая важная часть оборудования вашей студии не имеет ни регуляторов, ни фейдеров, выглядит она возможно немного неважно, и пожалуй, на нее вы даже ни разу не обращали внимания. Мы говорим об акустической среде вашего помещения. Акустика комнаты, в которой создается музыка  и проводятся мастеринг и сведение, является единственной самой главной частью в цепочке создания композиции. И не важно насколько прекрасен ваш слух и насколько высока цена оборудования на котором вы работаете, если помещение, в котором вы работаете­–акустически не скорректировано–вы будете слышать искаженный материал и хорошего саунда вы не добьетесь.

В этой статье мы разберемся с тем, что же есть на самом деле акустика. Поговорим о том что такое звук, каково его поведение и как его можно «приручить».
Поверьте: это существенно повысит вашу работу до нового уровня, о котором вы даже не подозревали.


Даже небольшое улучшение акустики мгновенно отразится на звуке вашей комнаты.

Оседлайте волну.

Задумайтесь на минуту о звуке.
Очевидно, что он имеет источник–ваши мониторы и точку назначения–ваши уши.  Но в пути, который находится между этими пунктами звук совершает  интересные вещи. 
Звук, мы надеемся, что нет необходимости объяснять–состоит из упругих, колеблющихся в воздухе, волн. Когда эти волны сталкиваются с чем-то вроде стены или спинки кресла, или стола, или кружки с  кофе, или книжной полки–они тут же отталкиваются (отражаются) или поглощаются поверхностью предмета.  Признаем, что это довольно простая форма объяснения, но суть в том, что звук, который вы слышите существенно искажен средой, в которой он распространяется.
Вы почти наверняка уже пробовали делать подобное: вспомните, когда последний раз вы были в церкви или в большом концертном зале. В таких помещениях звук распространяется с существенной реверберацией, и исходит он не только от стен, пола и потолка но также и от промежутков между ними. Или же, войдите в шкаф, только быстро (мы подождем), и скажите несколько слов. Скорее всего ваш голос будет звучать приглушенно и скудно.


Это не самые идеальные условия для музыкального продакшена. Но минимально необходимые в данном помещении. Но, когда вы начинаете сводить, вы хотите минимизировать вмешательство условий помещения на сколько это возможно. Вам нужна точная звуковая картина, которая исходит из мониторов, чтобы отправная точка в работе с дорожкой была максимально честной. Много песен было записано в неподготовленных условиях, и единицы были сведены в них же.
Уверенность в том, что помещение, в котором вы работаете акустически нейтрально на столько, на сколько это возможно–ваша основная мера. Давайте разберемся, как это можно сделать реальностью. 
 
Акустический поролон.
 
Будем исходить из того, что у вас есть комната для музыкального продакшена. Также, представим, что у вас есть возможность делать в ней перестановку или легкий ремонт.  Если вы арендуете комнату или у вас нет возможности что-то в ней изменить–этот вариант для вас не подойдет. Но в любом случае вам стоит читать статью дальше, поскольку эта информация даст вам понимание принципа поглощения звука.

Скорее всего в вашей комнате присутствует обычная мебель типа стола, стула, возможно диван и пара книжных полок. Станьте в центре комнаты и хлопните в ладоши. Послушайте что произойдет со звуком. Постарайтесь проанализировать и понять откуда отражения возвращаются к вам и как они звучат. Не переживайте, если вам не удастся с этим сразу разобраться–это просто грубый тест, который объясняет, что большинство помещений не поглощают звук должным образом.
 
Есть пару приемов, с помощью которых мы можем заставить комнату звучать лучше. Первый – не делать ничего с коэффициентом поглощения в комнате вообще.
 
Речь идет о расположении мебели в комнате. Каждая комната имеет «сладкую точку», в которой звук максимально честный. Ее не всегда легко найти сразу, но, к счастью есть основной принцип как это сделать.

Предположим вы работаете за столом, установите стол таким образом, чтобы, сидя за ним, вы находились непосредственно напротив одной из коротких сторон прямоугольника. При этом убедитесь, что вы сидите как минимум в метре от стены, которая сзади.

Теперь: ваши мониторы. Представьте, что вы и ваши студийные мониторы образуете треугольник. Это должен быть равносторонний треугольник–то есть тот, в котором все углы равны. Но не стоит слишком точно все отмерять, просто расположитесь на стуле так, чтобы расстояние от вашей головы до мониторов было приблизительно таким же как расстояние между двумя мониторами. А также, постарайтесь проследить за тем, чтобы каждый монитор был на одинаковом расстоянии от стены с каждой стороны. Не переживайте, если вам не удается соблюсти все условия с максимальной точностью или ваша комната не совсем стандартной формы. Ну а теперь мы займемся коррекцией вашей комнаты.

Посмотрите на ваши стены и потолок. Прямо сейчас. Они почти наверняка ровные. И это не совсем хорошо для звуковых волн, которые отразятся от этих поверхностей обратно в зону вашего прослушивания, смешиваясь с сигналом из мониторов. Возможно вы решите, что подходящим решением исправить это–будет покрыть все плоские поверхности плотным одеялом, но если вы так сделаете, то получите переглушенную, “мертвую” комнату. Мы добиваемся вовсе не этого.
  

Чего мы действительно добиваемся, находится между этими двумя состояниями комнаты – когда некоторые участки стен и потолка покрыты поглотителями. Это убережет комнату от большого количества отражений, позволяя при этом сохранить ее естественные акустические характеристики (а также сохранит комфортные условия для работы). 
 
 
Чтобы покрыть эти участки, мы будем использовать специальный акустический поролон. Он не имеет ничего общего с обычным хозяйственным поролоном, его состав куда более плотнее и обычно он имеет ребристую или структурированную поверхность, в зависимости от коэффициента поглощения панели. Эти панели разработаны специально, чтобы поглощать звуковые волны, которые оказываются в них, перед тем как попасть в ваши уши. Большинство компаний производит такие панели в стандартной форме–это квадрат 60*60см. Кстати, яичные лотки не работаю, не зависимо от того, какие похвалы вы могли о них видеть по телеку.

Цель такова, что каждая такая панель должна находится на конкретном месте ваших стен и потолка. Опять-таки, все зависит от площади и формы комнаты, но как минимум стоит разместить панели в зоне ваших контрольных мониторов c площадью покрытия до 3 квадратных метров на каждой стене–это основное правило. А также разместите панели на стену перед столом и на стену, что находится за вашей спиной.
 
Вы также поступите очень мудро, если разместите панели на вашем потолке. Но не переживайте, если вы не можете покрыть все зоны поглощения или отражения. Даже небольшое улучшение акустики мгновенно отразится на звуке вашей комнаты.

 

 
Кроме того, следует перенести ваши мониторы со стола на специальные стойки для акустических систем или же подложить под нижнюю часть мониторов изолирующие подкладки из акустического поролона. Некоторые производители, кстати, делают такие подкладки уже с небольшим углом на плоскости для улучшения направленности исходящего звука. Эти изменения помогут избавиться от излишних отражений непосредственно от контрольных мониторов. Но это пока не все. Еще предстоит разобраться с низкими частотами.
 
Низкочастотные волны имеют большую мощность, чем высокочастотные и стандартные панели-поглотители не могут качественно с ними справиться. К тому же, у баса есть вредная привычка–собираться в углах комнаты и если ему это позволять делать, звук на точке прослушивания будет хорошенько искажен. Чтобы не допустить этого, вам следует инвестировать в басовые ловушки (бейстрэпы). Они достаточно плотные, имеют вытянутую форму, идеально разработанную для размещения в углах комнаты и хорошо справляются со своей задачей.
 
В очередной раз стоит напомнить, что это базовые принципы, которыми следует руководствоваться. Нет смысла превращать свою комнату в кабинку для записи вокала, когда акустическая коррекция превращается в научный проект, для реализации которого необходимо оплатить солидную сумму экспертам.

Крепление панелей
 
Так как же надежнее всего закрепить панели на стене или потолке? Большинство компаний, которые производят панели, предлагают специальный клей для их крепления, иногда липучки, иногда клей-спрей. Но как показала практика, не один из этих вариантов не является достаточно надежным и часто панели попросту сваливаются со стены или потолка. Поэтому эффективными вариантами будут использование небольших брусков, закрепленных к стене шурупами (в случае, если вы слишком дорожите обоями; также этот варианты позволяет быстро переехать в другое место, имея уже готовые крепления), или все-таки приклеить панели непосредственно на обои обычным строительным клеем, используя специальный “пистолет” для его нанесения.
 
Эргономика студии

Эргономика вашей студии должна учитывать и совмещать в себе пару факторов–это ваш комфорт во время работы с миксом и конечно-же правила акустики. Разумеется важно  убедиться в том, что все оборудование, которое вы используете находится в пределах вашей физической досягаемости, и в случае, если вам что-то понадобится–вы без преград сможете это быстро использовать, не растягиваясь через всю комнату и не залезая на три тумбочки, с риском получить травму. Убедитесь, что ваш стул идеально настроен для работы и вам в нем комфортно.
Description: https://lh3.googleusercontent.com/j_nqktGgR-mUEzYbqt4yV_nq6mZyxjlkeIasZAj35khzGDlLc6rnJkbVNfrVWLdpyXz1yE6KA4F7M8ADoneHmFTGN9Vnzyjl5pJn59PQJRzoG73imq2YHbDh25_PCoy6iFbCrHTk
Ваш стол должен быть подходящей для вас высоты и достаточно удобным, чтобы разместить на нем все, что необходимо вам для работы. Разместив только самое важное на столе, вы избавите себя от лишних движений и вероятности того, что случайно что-то заденете при работе, что может привести к отключению кабеля или падению девайса/инструмента.
 
 
Не менее важным будет установить оборудование в специальные рек-стойки рядом со столом или, если это учтено конструкцией самого стола, непосредственно в его рек-крепления. Однако не стоит злоупотреблять количеством девайсов в зоне прослушивания, т.к. они также создают нежелательные отражения.
 
Данная статья создана на основании перевода Musictech
Рекомендовані товари
Фото Vicoustic Super Kit MD55 Light
Ціну уточнюйте у консультанта
Недорогі та легко монтовані панелі Vicoustic MD55 Light представляють собою рішення для будь-яких в..
Фото Vicoustic Wave Wood
Ціну уточнюйте у консультанта
Провідний продукт компанії Vicoustic - панель Wave Wood демонструє модель інноваційної системи упр..
Фото Vicoustic Wavewood Basstrap
Ціну уточнюйте у консультанта
Провідний продукт компанії Vicoustic - панель Wavewood демонструє модель інноваційної системи управ..
Copyright 2005-2024 PRODJ.ua
При повному чи частковому використанні матеріалів сайта - посилання на PRODJ.ua обов’язкове.