Для качественной работы над миксом необходимо подобрать подходящую студийную акустику, которая сможет в полной мере воспроизвести все детали звука.
Если вы подыскиваете мониторы для работы с полным звуковым спектром, особое внимание обратите на частотный диапазон разных моделей.
Что такое полный звуковой спектр?
Стандартный диапазон частот, которые слышит человек, установлен в пределах 20 – 20000 Гц. Именно этот интервал мы имеем в виду, когда говорим о полном звуковом спектре. Но на самом деле диапазон слышимых частот у каждого человека индивидуальный. Кто-то лучше слышит ВЧ, кто-то — НЧ.
По большому счету, выше 16 000 Гц в музыке практически нет информации, которую необходимо передать. Например, верхний порог гармоник тарелок ударной установки — 15 000 Гц.
То же касается и нижних частот. Очень немногие люди могут услышать заявленный нижний порог 20 Гц. Большинство воспринимают частоты ниже 28 Гц на уровне ощущений. Яркий пример — плотный звук в кинотеатре при просмотре блокбастера.
С полным звуковым спектром работают:
- Звукорежиссеры при записи/сведении музыкальных групп, оркестров. Нижняя нота фортепиано Ля субконтроктавы — 28 Гц; нижняя нота бас гитары Ми контроктавы — 41 Гц; тарелки — 15 000 Гц.
- Специалисты, которые занимаются саунд-дизайном, видеопродакшном, пишут музыку к фильмам (к примеру, если нужен звук 5.1). Ощущение гула — от 15 Гц.
- Музыканты, которые создают электронную, дэнс музыку, дип-хаус, дабстеп. Плотный низ, который мы не столько слышим, сколько ощущаем, как и в случае со звучанием кино, — от 20 Гц.
Именно для этих видов работ необходима студийная акустика, которая способна передать полный звуковой спектр: от плотного низа до четких верхних частот.
Чтобы выбрать подходящие мониторы для таких целей, в первую очередь обращайте внимание на верхнюю и нижнюю границы их частотного диапазона. Учитывайте, с какими частотами вам придется иметь дело в работе и подбирайте те изделия, которые способны их воспроизвести.
Важно
Высокие частоты отлично воспроизводят многие мониторы, но нижний диапазон хорошо передают далеко не все модели. Поэтому, если вы выбираете оборудование для работы с полным звуковым спектром, обратите особое внимание на нижний порог частотного диапазона. Именно он покажет, как изделия передают НЧ.
На что еще нужно обратить внимание при выборе оборудования?
При выборе студийной акустики для работы с полным звуковым спектром важно учитывать такую характеристику как неравномерность. Как правило, производители указывают ее значение рядом с частотным диапазоном. Она обозначается, например, ± 3 дБ или – 6 дБ.
Неравномерность показывает разницу между громкостью сигнала, который мы подаем на мониторы, и громкостью, которую можем получить на выходе.
Рассмотрим эту характеристику на примере мониторов ADAM Т8V. Нижний порог их частотного диапазон — 39 Гц с неравномерностью – 6 дБ. Это значит, что если мы подадим на них сигнал соответствующей высоты громкостью 90 дБ, то на выходе можем получить 84 дБ.
Этот нюанс важно учитывать при записи/сведении, чтобы все звуки в миксе звучали равномерно.
Зависимость частоты звука и его громкости можно увидеть на АЧХ мониторов.
На графике показано, какие частоты воспроизводятся с неравномерностью ± 1 дБ, то есть с такой же громкостью, с которой сигнал послан на мониторы, а какие — могут звучать с отклонениями.
Неравномерность студийной акустики можно компенсировать программно. Специализированное ПО усиливает недостающие частоты и ослабляет избыточные. Оно как бы выравнивает АЧХ. На выходе мониторы будут воспроизводить звук равномерно по громкости вне зависимости от высоты сигнала в заявленном частотном диапазоне.
Какое оборудование подходит для работы с полным звуковым спектром?
Для работы с широким диапазоном частот подойдет один из двух вариантов:
- Мониторы с динамиком 8" и более. Отличное решение — ADAM Т8V.
- Связка 5" или 7" мониторы и сабвуфер. Например, комбинация сабвуфер ADAM T10S и мониторы ADAM T5V или ADAM T7V.
В чем особенность каждого решения?
8" модели имеют широкий частотный диапазон, отлично передают низкие и высокие частоты.
Но у них есть свои недостатки:
- Они тяжелые.
- Потребляют много электроэнергии.
- Занимают много места.
- Требуют много свободного пространства в комнате.
Для маленькой домашней студии они могут не подойти. В этом случае отличным решением станет связка 5" или 7" мониторы и сабвуфер.
5"/7" мониторы легче. Они занимают меньше места, чем 8" модели, поэтому их можно удобно разместить даже в небольшой студии.
Но, главный недостаток таких изделий — скромные НЧ. Именно его компенсирует сабвуфер, который добавляет общему миксу недостающие низы.
Таким образом вместо громоздких 8" мониторов вы можете выбрать комплект из изделий с меньшим динамиком в паре с сабвуфером. Но нужно подобрать подходящее место для установки саба. К примеру, если поставить его близко к стене, он может начать гудеть.
Важно
Звучание любого акустического оборудования во многом зависит от помещения, в котором вы работаете. Если в студии нет соответствующего звукового оформления, то она может искажать воспринимаемое звучание. Например, некоторые «частоты» могут звучать громче, некоторые наоборот — тише. Компенсировать этот нюанс программно невозможно. Поэтому нужно правильно располагать изделия в помещении, чтобы получить детализированный звук.
Продукция ADAM в работе с полным звуковым спектром
Для работы с полным звуковым спектром вы можете выбрать один из двух вариантов студийной акустики: 8" модели или связка сабвуфер + мониторы 5"/7". Для любого решения отлично подойдет оборудование ADAM Т-серии.
Мониторы ADAM Т8V
Это 8" активные мониторы ближнего поля.
Они подойдут звукорежиссерам для записи, музыкантам для создания треков, киноделам, битмейкерам. Если вы выбираете студийную акустику для работы с широким диапазоном частот, но при этом ограничены в бюджете, Т8V — отличное решение. Мониторы на ура отрабатывают каждую копейку, вложенную в их покупку.
Модель оборудована полипропиленовым 8" низкочастотным динамиком, ленточным твитером U-ART.
Фазоинвертор расположен сзади. Этот нюанс необходимо учитывать при выборе подходящее места для установки изделий. Если разместить их близко к стене, то можно услышать посторонние призвуки, резонансы по НЧ.
Также на задней панели расположены переключатели для коррекции ВЧ и НЧ: – 2 дБ, 0 дБ, + 2 дБ. С их помощью можно убрать или добавить нужные частоты.
Кроме того, на задней поверхности находятся:
- Регулятор громкости.
- Входы XLR и RCA.
- Переключатель между входами.
- Разъем питания.
Что по звуку?
Частотный диапазон мониторов: 33 – 25 000 Гц.
- Верхние частоты звучат четко, читаемо, детализировано.
- Середина звучит менее детально, чем ВЧ. Если сравнивать изделия со старшими моделями премиальной серии А, то очевиден «недострел» по СЧ. Но даже в этом случае середина звучит вполне достойно, относительно конкурентов в представленном ценовом сегменте.
- Низкие частоты звучат собрано, насыщенно, массивно.
ADAM Т8V прекрасно отрабатывают НЧ и ВЧ, и даже при недостаточно детализированной середине звучат отлично.
По соотношению цена-качество Т8V дают фору ближайшим конкурентам.
Важно
ADAM Т8V — отличное решение для записи и создания микса. На них можно писать музыку с плотным низом, например, дабстеп, драм-н-бейс.
А вот использовать эти модели для сведения — не лучший вариант, поскольку они не передают все нюансы саунда. Если вы решите сводить на них микс, то стоит ориентироваться на спектроанализатор. Но все же для этих целей лучше выбрать мониторы серий А или S.
Сабвуфер ADAM T10S
Эта модель отлично дополнит 5" и 7" мониторы Т-серии, у которых нижний порог частотного диапазона начинается с 45/39 Гц соответственно. Она добавит общему миксу недостающие низкие частоты.
10" динамик расположен на нижней грани, а фазоинвертор вынесен на заднюю панель. Важно учитывать эту особенность конструкции при выборе места для установки сабвуфера.
Все элементы управления и порты расположены сзади.
Здесь находятся:
- Разъемы XLR и RCA.
- Регулятор громкости.
- Кнопка разворота фазы 0°/180° (нужна для согласования фаз саба и мониторов).
- Выход для подключения футсвича. Это очень удобное решение. Используя педаль, вы можете быстро включать или выключать сабвуфер прямо во время работы над миксом.
- Переключатель кроссовера 80 Гц/120 Гц/Bypass. С его помощью можно регулировать срез низких частот у мониторов, которые подключаются к сабвуферу, чтобы изделия не воспроизводили одновременно сигнал в одном диапазоне.
Частотный диапазон ADAM T10S: 28 – 120 Гц.
Сабвуфер отлично воспроизводит низ, которого как раз недостает 5"/7" мониторам. Благодаря ему нижние частоты звучат плотно, насыщенно.
Выводы
Для работы с широким диапазоном частот необходимо подобрать качественную студийную акустику. Это могут быть мониторы диаметром 8" и больше, а также комбинация 5"/7" моделей и сабвуфера. В обоих случаях изделия отлично передадут нижние и верхние частоты, а качество саунда будет зависеть исключительно от возможностей выбранного вами оборудования.
Мониторы ADAM Т8V и сабвуфер ADAM T10S (для связки с 5"/7" моделями) отлично воспроизводят полный звуковой спектр. Они прекрасно подходят для записи музыкальных коллективов и оркестров, видеопродакшна и саунд-дизайна. Их можно использовать при написании дэнс музыки, дип-хауса, дабстепа, а также для работы в других жанрах, где нужно получить плотный насыщенный низ и четкий, яркий верх.
Оборудование ADAM Т-серии подойдет музыкантам, звукорежиссерам, киноделам, которые работают на домашних и профессиональных студиях. Эти модели — одно из лучших решений в бюджетном сегменте и по соотношению цена-качество опережают многих конкурентов на рынке.