2020 год стал настоящим испытанием для музыкальной индустрии и расколол ее на два лагеря. Кто-то страдал из-за отмены концертов, не мог найти свое место в сложившихся реалиях, а кто-то искал новые пути реализации и контакта со слушателями. Наша компания присоединилась ко второму. Мы упорно трудились и в декабре ушедшего года представили миру свои первые студийные мониторы — PRODJ AUDIO M5.
Сегодня мы хотим поделиться с вами этим большим событием. Надеемся, вы порадуетесь вместе с нами. В этом обзоре мы расскажем о достоинствах наших мониторов, но и о косяках не умолчим. В общем, пристегнитесь, это будет честный отзыв от создателей о своем же детище.
Немного лирики
Главная цель, которую мы преследовали, работая над AUDIO M5 — создать самые дешевые студийные мониторы. И у нас, без преувеличения, это получилось. В своем классе M5 самые бюджетные изделия на украинском рынке.
Основной конкурент нашей модели — Monkey Banana Gibbon 5. Мы хотели создать студийную акустику, которая по звучанию превзойдет конкурента, и при этом будет стоить дешевле. На наш скромный взгляд, так и получилось.
PRODJ AUDIO M5 — двухполосные активные студийные мониторы ближнего поля. Имеют отдельные усилители на НЧ и ВЧ динамики.
Цена одной колонки составляет 3 777 грн. Найдете в этом классе акустику дешевле, дайте нам знать. Спойлер — не найдете 🙂. Среди активной студийной акустики это самый доступный вариант.
Ниже приведем сравнение характеристик PRODJ AUDIO M5 с ближайшими конкурентами: уже упомянутыми Monkey Banana, а также Presonus Eris E5.
Предлагаем перейти от сухих цифр к более подробному знакомству с новенькими PRODJ AUDIO M5. Помните, что это бюджетная акустика, ждать от нее возможностей моделей премиум сегмента не стоит. Но свою цену колонки отрабатывают на 100%.
Конструкция
Здесь все лаконично. Стильный минималистичный дизайн, корпус из черного винил-ламинированного МДФ, подсвеченный красным логотип фирмы на передней панели. К качеству материалов и сборке никаких претензий не возникнет. Корпус отлично задемпфирован изнутри, все детали идеально подогнаны.
Элементы управления вынесены на заднюю панель. Здесь находятся разъемы XLR, TRS, RCA, переключатель вкл/выкл, контроллер громкости, а также регулятор acoustic space. С помощью последнего можно скорректировать звучание, если колонки стоят слишком близко к стене или углу помещения.
Фазоинвертор выведен назад. Учитывайте его расположение, подбирая для изделий место в комнате. Близко к стене акустику лучше не ставить. Хотя это правило полезно соблюдать при любой конструкции.
Еще раз отметим, что PRODJ AUDIO M5 — активные студийные мониторы. То есть, покупая пару, вы получаете две идентичные колонки с одинаковыми характеристиками. Такой вариант мы считаем более предпочтительным для студийной работы над миксом, чем пара пассивная + активная колонка. Ну, и разумеется, даже бюджетные студийные мониторы больше подойдут для сведения, чем hi-fi акустика. Последняя красит микс, делает его более "качевым", приятным для слуха. Такой вариант подойдет для прослушивания музыки, но никак не для работы над саундом. Например, популярные среди звукорежиссеров-новичков hi-fi колонки Microlab уступают Audio M5 в области работы над миксом. Поэтому для домашней студии лучше выбирать хоть и дешевые, но специализированные мониторы, а не hi-fi акустику.
Что по звуку?
Положа руку на сердце, честно скажем, что в плане звука у наших новинок не все так гладко. Не все так гладко, если сравнивать их с дорогими мониторами. А если вспомнить цену, то никаких вопросов не возникает.
При прослушивании треков отмечается достаточная глубина звучания. Есть панорама, которая дает подробное представление о картине микса. Конечно, если сравнивать девайсы с колонками более дорогого сегмента, то можно заметить, что звучание не такое глубокое, в нем меньше пространства, оно кажется беднее. Но возвращаемся к цене — вопрос снят.
Если сравнивать с ближайшими конкурентами, то, как и задумывалось, PRODJ AUDIO M5 звучат лучше, чем Monkey Banana Gibbon 5. А вот звук на Presonus Eris E5 немного интереснее. Но тут нужно отметить, что Eris E5 все же ближе к hi-fi акустике: они красят звук, не дают такого четкого представления о деталях микса. На AUDIO M5 слышны особенности звучания, можно отследить погрешности микса, более четко выстроить панораму и баланс.
Амплитудные и фазочастотные характеристики
Мы обещали быть с вами честными и держим слово. С АЧХ и ФЧХ не все так хорошо.
Есть заметный провал по середине в районе 1 кГц. Из-за этого вокал в треках проседает, теряется в миксе и уходит с переднего плана. При работе вам, возможно, захочется поднять 1-1,5 кГц, но при прослушивании на других колонках это даст эффект мутного звучания голоса.
По верхним частотам тоже есть небольшие косяки. Верх немного приподнят. Поэтому лучше ставить мониторы не ближе чем на 50 см от себя. Кроме того, верх сыпет, словно слишком сильно накручен эффект brilliance. Если убрать верха при сведении, то на других колонках их будет не хватать в миксе.
Исправить ситуацию можно несколькими способами:
– Первый и самый эффективный — использовать систему звукокоррекции. Подкорректировать АЧХ и ФЧХ можно с помощью специальных программ, например, Sonarworks. Тогда звук заметно выровняется, а работать над саундом станет гораздо проще.
– Второй — настроить эквалайзер на мастер-секции в программе, которая используется для сведения. Ableton Live, Studio One, Cubase и прочие оснащены такой функцией для комфортной работы над миксом.
– Третий — с помощью измерительных микрофонов снять АЧХ и построить антикривую.
– Четвертый — держать в уме особенности амплитудных и фазочастотных характеристик, учитывать их при сведении. Идея, конечно, изощренная, но вдруг это ваш вариант.
Если компенсировать спад по АЧХ в районе 500-1500 Гц, откорректировать ФЧХ от 2,5 кГц и выше, то звук станет более сбалансированным, детальным. Исчезнет сыпящий верх, проявится середина.
Нужно учитывать и тот факт, что в разных помещениях мониторы всегда звучат по-разному. Поэтому без настройки в любом случае не обойтись.
И еще немного меда
Думаете, мы забыли рассказать про низкие частоты? Нет-нет. Просто с ними все отлично и проблем они не доставляют. Низ детальный, собранный, слышен хорошо. Он не очень жесткий, но ощутим и выделяется. Бас не гудит, в отличие от Presonus Eris E5, и в целом прекрасно озвучен.
Также отметим, что при увеличении громкости колонки не шкалят, не искажают звучание. Это выгодно отличает их от тех же Eris E5, которые на более высоком уровне громкости сильно искажают звук.
Подведем итог
Наши первые мониторы PRODJ AUDIO M5 получились интересными и неоднозначными.
Несомненное их преимущество — бюджетная стоимость. Вы не найдете на украинском рынке активных двухполосных студийных мониторов по столь доступной цене. Есть еще заманчивый вариант бандла: 2 монитора плюс фирменные стойки к ним, 9989 грн за комплект — есть над чем подумать.
При бюджетной цене вы получаете акустику с отличным качеством сборки и вполне приемлемым звучанием. Да, эти колонки не подойдут для работы на профессиональной студии, но они и не рассчитаны на это.
Новинки приглянутся диджеям, начинающим звукорежиссерам, станут отличной альтернативой hi-fi акустике на домашней студии. С их помощью можно провести базовую работу над миксом: выставить баланс частот и инструментов, панораму, глубину звучания.
Да, отловить мелкие детали, неточности саунда не удастся. Но в случае бюджетных мониторов речь о полноценном сведении и не идет. А в представленном классе PRODJ AUDIO M5 на ура справляются со своими задачами.