Друзья!
Сообщаем вам, что теперь вы можете приобрести беруши Alpine со скидкой 10%!
Также предлагаем вашему вниманию статью Сергея Филимонова, которая расскажет как защитить свой слух.
Береги уши смолоду :)
Армин ван Бюрен: «Раньше я очень скептично относился к этому, но в один момент вдруг понял, что при таком количестве гастролей не использовать их было бы просто безумством. Если слух нарушится, то восстановить его потом не удастся. Для меня это был бы конец».
В небезызвестном фильме Майкла Доуса с печальной историей о том, как человек может отдаться делу без остатка и в конце оказаться ни с чем, случилось «всё из-за Пита Тонга». Об удачности перевода названия до сих пор спорят, но в одном можно быть абсолютно уверенным — «по вине» Пита Тонга люди стали чаще задумываться: «Насколько безопасно слушать громкую музыку?»
Правда, если фильм лишь заставил сопереживать герою и даже в каком-то смысле нагнал страх, то настоящим импульсом, подтолкнувшим меня к решительным действиям, был не загадочный диджей Фрэнки Уайлд, а вполне реальный — Армин ван Бьюрен, выступивший летом 2007 года в клубе Gaudi Arena...
Да простит меня администрация этого замечательного клуба, но многие московские клабберы должны помнить, какое было качество звука в «Картинге» Gaudi Arena три года назад; его и калибровали сами диджеи, и, если не ошибаюсь, администрация ставила новую аудиосистему — всё было бестолку. Поэтому вряд ли кого-то удивит, что после ивента уши «звенели» на протяжении нескольких дней.
Просматривая фотографии после вечеринки, на одном из снимков я обратил внимание, что Армин носит беруши:
Было очевидно, что ничего хорошего тот пронзительный писк означать не мог, поэтому, разузнав подробности о разных видах беруш, мы с другом заказали по паре недорогих фильтров на весьма известном, но уже почившем магазине CDJShop. Именно этими берушами, выпущенными под брендом Anjunabeats, я пользуюсь до сих пор. И до сих пор получаю один и тот же вопрос: «Это что у тебя в ушах торчит?»..
На самом деле, скепсиса относительно этой темы встречается не меньше, чем реального интереса со стороны различных людей, что и натолкнуло на идею о написании статьи, где не без помощи специалистов в области нарушения слуха удалось бы описать механизм повреждения слухового аппарата и рассказать о том, какими способами можно его защитить — как клабберам, так и диджеям.
Для того чтобы понять природу нарушения слуха от громкой музыки, предлагаю для начала разобраться, какую позицию занимает музыка в «топе» самых распространённых шумов, а в конце — проведём небольшой опрос.
115 дБ! Идём на взлёт!
Наш слуховой аппарат способен воспринимать и различать огромное количество звуков — начиная от шелеста листьев и заканчивая звуком реактивного двигателя. Громкость звука измеряется с помощью относительной единицы измерения, введённой Александром Беллом в 1923 году, — децибелом (дБ/dB, 1/10 бела). Самым тихим звуком можно считать звук силой 0 дБ (минимальный порог слышимости). Не вдаваясь в подробности логорифмических функций, можно сказать, что звук в 10 раз громче этого будет равен 10 дБ. Звук, в 100 раз превышающий 0 дБ, будет равен 20 дБ. Можно представить себе «масштабы». Все измерения, как и собственно единица, тоже относительны, но в целом список как самых бытовых, так и опасных шумов выглядит следующим образом:
- 0 дБ — самый низкий уровень звука, который способен воспринять здоровый человек;
- 20 дБ — ночью в тихой комнате;
- 60 дБ — обычный разговор;
- 70 дБ — уличный шум;
- 80 дБ — крик;
- 90 дБ — метро;
- 100 дБ — мотоцикл;
- 110 дБ — пневматическая дрель;
- 120 дБ — взлёт самолёта в 100 метрах от человека;
- 140 дБ — болевой порог;
- 160 дБ — ударная волна от сверхзвукового самолёта (летальный исход).
Городской шум и гул летящего со скоростью 80 км/ч состава подземки, хоть и не естественны для человека, но переносятся нами достаточно легко. Куда неприятнее и даже опаснее слышать работу дрели или посадку авиалайнера прямо над головой. Тем не менее есть шумы, которые мы слушаем с удовольствием, причём как раз на уровне шума пневматической дрели, иногда — отбойного молотка ;). Музыка...
Для начала — интересный факт. Вы никогда не задумывались, почему человеку нравится именно громкая музыка? Внутренне ухо чувствует не только звуковые колебания, но и гравитационное поле. За эту функцию отвечает область под названием преддверие, состоящее из маточки, сферического мешочка (sacculus) и трёх полукружных каналов. В этой области находятся участки чувствительных волосковых клеток. При изменении положения головы гравитационное влияние сопровождается изгибанием лежащих под ним этих самых волосковых клеток. Вместе со зрением и «датчиками» в конечностях они сообщают мозгу информацию о прямолинейном ускорении и о том, в каком положении сейчас находится голова. Так вот, если верить фильму BBC «Чувства человека», громкая же музыка от 90 дБ стимулирует сферический мешочек, вызывая у человека чувство, будто он мчится на спортивном байке или прыгает с парашютом...
Ирония жизни, однако, заключается в том, что удовольствие напрямую связано с опасностью. Специалисты сходятся во мнении о том, что длительное нахождение в среде, где шум превышает 80–85 дБ, может повредить слух. То есть: чем громче среда, тем меньше в ней следует находиться. Если временной лимит превышен, начинаются необратимые изменения в слуховом аппарате человека. Тем временем в клубах звук достигает отметки в 110 и даже 115 дБ, так что этот факт вкупе с постоянным прослушиванием портативных плееров должен развеивать миф, якобы глухота настигает только людей преклонного возраста: по данным организации Unitron Hearing, большинство людей (65%) с частичной потерей слуха моложе 65 лет. Часто необратимые изменения заметны уже после 30 лет.
Слышен звон, да не знаем, где он
Специалист, доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением клинических исследований и профпатологии ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, стаж работы в профпатологии 36 лет, Панкова Бера Борисовна:
«Шум оказывает повреждающее специфическое воздействие на рецепторный аппарат внутреннего уха (наружные волосковые клетки органа Корти), ответственный за звуковосприятие. Клетка вначале переутомляется, а затем погибает, в результате чего нарушается восприятие определённого диапазона звуковых волн. Первыми страдают высокие частоты. Затем нарушения распространяются и на речевой диапазон звуков. Шум оказывает также неспецифическое экстраауральное воздействие на все основные системы организма (сердечно-сосудистую, нервную, эндокринную, желудочно-кишечный тракт и прочие), вызывая нарушение сна, повышение артериального давления, иногда способствуя развитию язвенной болезни желудка».
Волосковые клетки, о которых говорится выше, улавливают механическое (в данном случае — звуковое) воздействие, и передают эту информацию в центральную нервную систему с помощью 40–80 волосков (ресничек), которые, нагибаясь, раздражают соответствующие нервные окончания. Субъективная интенсивность звука, то есть громкость, зависит от силы механического воздействия. Чем больше воздействие, тем больше волоски отклоняются, однако время восстановления в исходное положение зависит не только от интенсивности, но и от продолжительности воздействия.
Причина возникновения в ушах именно писка при сильном звуковом воздействии кроется в том, что внешние волосковые клетки, отвечающие за восприятие высоких частот, расположены ближе всего к наружней части уха, таким образом, являясь самыми чувствительным и больше всех подверженными риску повреждения, в отличие от внутренних волосковых клеток, которые глубоко спрятаны в улитке.
При длительном и сильном воздействии волоски утомляются и возвращаются в исходное положение не сразу, всё это время с различной степенью силы раздражая нервные окончания. Если сила воздействия превысила способность механического сопротивления, волосок «ломается». Так как волосковые клетки не могут регенирироваться, потеря каждого волоска безвозвратна. В результате нерв раздражается постоянно, что приводит к появлению фантомного синусоидального импульса частотой 4 кГц, так называемого «тиннитуса», первого признака повреждения слуха, который со временем перейдёт в болезнь под названием тугоухость, характеризующаяся:
- постоянным писком на высокой частоте;
- неспособностью различать тихие звуки в районе 3–6 кГц (иногда звуки на высокой частоте, например, от гитары могут начать приносить неприятные ощущения);
- трудностями в общении при фоновом шуме (речевой диапазон обычно не задет, но различать речь со временем становится всё труднее).
Существуют различные тесты, которые помогают определить, повреждён ли слух, и, если да, то в какой степени. Для этого можно зайти на сайт RNID, а владельцы iPhone могут провериться с помощью бесплатных приложений RNID или uHear. Правда, результаты этих тестов для тех, у кого слух на английский недостаточно натренирован, будут, пожалуй, нечестными.
Зоны риска
Справедливости ради, надо сказать, что вызвать переутомление и гибель клетки не так просто — этот процесс может занять годы. Поэтому трудно утверждать, мол, те, кто ходит в клубы раз в месяц и то — чаще отсиживаются в чилл-аут-зонах, попадают в зону особого риска. Писк и притупление остроты слуха после вечеринки, при неношении беруш, можно характеризовать как «слуховое утомление», или «временное смещение слухового порога». Для этой категории людей ношение беруш будет иметь больше практический характер — после вечеринки не придётся восстанавливаться. Тем не менее — бережёного Бог бережёт.
Иначе дело обстоит с теми, кто ходит в клубы как минимум раз в неделю. Краткосрочным (2–3 минуты) или долгосрочным (около суток, может и более) сдвигом слухового порога тут уже не обходится. Обычно сдвиг пропорционален уровню продолжительности и интенсивности воздействия, поэтому после 4–6 часов непрерывного шума организму потребуется немало времени, чтобы восстановиться. Если после ночи с пятницы на субботу слуховой аппарат ещё не пришёл в норму, но человек снова приходит в клуб, то от такой нагрузки клетка может потерять способность к восстановлению и погибнуть. Здесь со всей очевидностью можно сделать вполне логичный и обоснованный вывод — этой категории людей необходимо пользоваться защитным средствами, которые уберегут их от:
- постепенного, но уверенного снижения слуха;
- риска получить травму от неисправности аппаратуры или диджея;
- необходимости восстановления после ночи: это поможет приступать к полноценной работе (например, в студии, когда дедлайны «горят») сразу после вечеринки.
EQ для ушей
Наиболее безопасный, простой и дешёвый способ сохранить слух — это навсегда выбросить свой iPod и забыть о клубах. Но это, как говорится, не наш метод... С прослушиванием плеера, правда, всё сложно. Ограничение громкости реально работает до тех пор, пока не попадается тихий трек, который надо в любом случае делать громче. Постоянно переключать блокировку — дело утомительное, поэтому тут рекомендация одна: не делайте громкость больше 60, максимум 70 процентов. По-хорошему, слушать музыку в плеере без последствий можно по принципу «60–120» — два часа в день на 60% громкости (Unitron Hearing).
Защитить слух в клубе в чём-то даже проще, чем удержаться от прослушивания плеера на полной громкости после рабочего дня. Стоить такая защита будет совсем недорого.
Салфетка
Самый простой, дешёвый и доступный способ сделать беруши — найти салфекту (есть ещё варианты с ватой, но клубы таким добром не богаты). «Самопальные» затычки помогут вам избежать последствий плохо отстроенной аппаратуры, однако звук с такими берушами вы будете слышать соответствующий. Так что этот вариант — экстренный, но работающий.
«Аптечные» беруши
Немногим более приспособленными для защиты слуха и при этом достаточно распространёнными являются беруши строительные, или «аптечные»: купить их можно любой в аптеке либо в каком-нибудь строительном магазине. Но и тут вас будет ждать небольшое разочарование — звук они гасят не совсем так, как этого хотелось бы, «вырезая» вместе с ненужными частотами те, которые могут пригодиться. В общем, такая пробка в ушах — тоже решение временное. К слову, в Европе такие беруши на крупных мероприятиях часто раздают бесплатно.
Фильтры
Такие беруши производителем иногда называются «берушами для музыкантов» (это не совсем так, ниже объясню почему). «Фильтры» — уже не просто пробка, которая вкручивается в мозг, а своего рода EQ в виде пластмассой трубки, «обрезающей» те самые, наиболее вредные частоты, которые повреждают наш с вами драгоценный слуховой аппарат. В частности, они срезают весь высокочастотный мусор вроде шума, писка и гула, которые появляются либо, снова, от плохо отстроенного звука, либо из-за банального превышения всех допустимых пределов громкости (звук ближе к утру чаще всего становится просто невыносимым).
Подобные беруши-фильтры для клабберов подходят лучше всего — стоят они недорого, а пользы хоть отбавляй. Однако есть у них одна особенность: они достаточно длинные и забавно торчат из ушей. Впрочем, нас тут волнует не эстетическая сторона вопроса (хотя и это важно). Проблема же в том, что их нельзя использовать диджею, потому что они постоянно будут цепляться за наушники. Но догадливые предприниматели нашли выход и начали выпуск укороченных вариантов с возможностью замены фильтра (за фотографии спасибо Евгению Титову).
Индивидуальные беруши (custom made earplugs)
Вариант с короткими фильтрами должен подойти большинству начинающих диджеев. Что касается профессионалов, то тут всё несколько сложнее — им нужны специальные фильтры, которые делаются на заказ...
Сначала делается слепок внутренней части уха, затем из слепка выливается оболочка из специального материала, и туда монтируется специальный фильтр, обычно снижающий уровень звука на 15 дБ (25 дБ, по отзывам, слишком сильно гасят звук, 9 дБ — слишком слабо). Плюс этих беруш в том, что они удобно сидят в ушах, легко надеваются/снимаются, незаметны и, самое главное, лучше всех фильтруют звук. В Твиттере я узнал, что этим летом такие беруши купил себе Дмитрий Алмазов, и решил разузнать у него поподробнее о его опыте и впечатлениях.
Почему ты решил сделать беруши?
На самом деле, я давно хотел сделать специальные беруши. Я понимаю, что громкая музыка вредна для ушей, и слух восстановить крайне сложно (я знаю, звучит банально, но это так). Специальные беруши отличаются от обычных тем, что нейтрализуют особо вредные для ушей частоты, а не просто «затыкают» ухо от звуковых колебаний. Лично я предпочитаю сводить по мониторам, а не в наушниках, в то время как многим из вас известно, что в российских клубах (да и не только в российских) мониторы зачастую стоят «убитые» и их приходится включать максимально громко, чтобы что-то услышать. Также важный момент, что теперь я нередко играю сеты по 3–4 часа, поэтому беруши для меня просто беспроигрышный вариант. Если после двух часов с ушами обычно полный порядок, то после четырёх часов громкой музыки из мониторов лично у меня уши начинали гудеть.
Расскажи, как ты делал беруши в Англии.
-Очень просто. Узнал адрес института, где их делают на заказ под внутреннюю форму твоих ушей. Во время пребывания в Англии я приехал туда, заплатил деньги и сделал слепки ушей. Позже мне прислали беруши через DHL.
Почему, по твоему мнению, беруши ещё не популярны внаших краях?
-Ряд причин: во-первых, я не знаю, делают ли такоеу нас (давно интересовался — положительного ответа не получил), а ехать за ними в Англию или другую страну для многих проблематично. Во-вторых, ходят слухи, что звук в берушах совершенно другой — и это, кстати, правда. Лично мне приходится вставлять их в уши за 1,5–2 часа до начала выступления, чтобы привыкнуть к восприятию звука. В третьих, пока гром не грянет, мужик не перекрестится: 99% россиян идут ко врачу только тогда, когда совсем больно стало, а слух «подсаживается» плавно и незаметно.
В пресс-центре на фестивале GlobalGathering Дима любезно предоставил мне свои беруши для экспресс-фотосессии
Как сделать индивидуальные беруши?
Интервью с Дмитирем Алмазовым удачно резюмировало всё, что было написано выше, поэтому смело можно переходить к «практической» части статьи. Как и Дмитрий, я интересовался этим вопросом у многих, в том числе у Евгения «Грува», Виктора Строгонова и Владимира Фонарёва; узнать как можно сделать такие специальные беруши в России мне тоже не удалось. Однако все слышали, что есть окольный путь: делать слепки в России и отправлять их в другую страну. Это я и решил проверить...
Расследование этого вопроса началось в феврале этого года, на пресс-конференции к выступлению Ферри Корстена. Дождавшись пока закончат своё интервью представительницы ведущего музыкального канала, заставлявшие голландского диджея петь «Москоу-нева-слипс», я подошёл к Ферри, сказал тему нашего мини-интервью и, увидев неподдельный интерес с его стороны, задал пару вопросов.
«Мне делали беруши на заказ. Они оснащены специальным фильтром, снижающим звук на 15 дБ. Тем, кто часто ходит в клубы, обязательно нужны беруши. Особенно это важно для диджеев, которые играют каждую неделю по три и даже четыре раза. Беруши для меня — неотъемлемая часть... Где я их сделал? У себя в Голландии за 150 евро, в компании Earproof» ...
... Владелец компании Earproof Петер ван Гелден (Peter van Gelden) согласился на небольшое интервью, в котором я попытался понять, как и зачем работают подобные компании в Европе.
Петер, расскажи о своей компании: чем вы занимаетесь, как и, собственно, зачем это нужно?
-Я основал Earproof примерно 6 лет назад. Наша цель — привлечь внимание общества к этому вопросу и информировать людей о защите слуха с помощью специальных беруш. Мы стараемся делать это ненавязчивыми, современными способами — то есть, не пугая людей историями о том, что в будущем они непременно оглохнут.
Действительно ли беруши так популярны среди музыкантов в Нидерландах?
-Всё больше и больше музыкантов видят смысл в берушах. Это как уход за зубами. Все мы чистим зубы каждый день утром и вечером (по крайней мере, я чищу), но почему-то за ушами мы не привыкли следить. Когда проблема проявляет сама себя, чаще всего уже слишком поздно.
Но всё же люди чаще приходят к вам, чтобы предотвратить проблему, или нет?
-Да, совершенно верно. Но есть и те, кто уже столкнулся с проблемой частичной потери слуха. Я, например, всё-таки успел себе заработать тиннитус... Этот писк порой раздражает.
Вы работаете только с клиентами из Голландии?
-Нет, мы работаем с клиентами по всему миру. Нам хотелось бы работать и с Россией. Люди в случае чего должны знать, куда обращаться. Вечеринки должны проходить без риска для здоровья.
Есть ли у вас подобная услуга: вы высылаете клиенту набор «пистолет + материал для слепков», клиент делает слепки сам и уже затем возвращает их вам?
-Нет, такое невозможно. Слепки должны делаться специалистом. Ухо можно легко повредить, если делать процедуру своими силами, поэтому мы не можем брать на себя такую ответственность.
Хорошо. Допустим, в России я делаю слепки ушей, отправляю их вам, и вы уже через тот же DHL присылаете беруши — верно?
-Именно таким способом мы и работаем. У нас весьма строгие требования к слепкам: они должны быть сделаны качественно, покрывать всю ушную раковину до второго изгиба и сделаны, желательно, из материала Detax или Dreve. После того, как слепки сделаны, нужно отправить нам их фотографии, и мы уже скажем: годятся они или нет. Отправлять фотографии нужно на электронный адрес: pvg@earproof.com, — а сами слепки на адрес: Earproof, Lange nieuwstraat 119a3111, AE Schiedam, Netherlands, Peter van Gelden +31104365954.
Следующей задачей было найти компанию, которая может сделать слепки. Впрочем, задача была нетрудной — сделать слепок можно в любой фирме, которая занимается производством слуховых аппаратов. Первой на письмо ответила фирма «Мир слуха». Мне предложили подъехать в лабораторию, где делают слепки и изготавливают слуховые аппараты. Что ж, время испытать на себе весь этот нехитрый процесс...
Первым делом уши должны проверить на наличие ушных пробок, так что страстным любителям ватных палочек лучше зайти к ЛОРу в районную поликлинику (мастер по слуховым аппаратам не имеет на это врачебной лицензии). Процедура прочищения займёт не больше 10–20 минут, по литру тёплой воды в каждое ухо, и вы наслаждаетесь своим «HD»-слухом...
Для изготовления слепка используется материал, похожий на жвачку. Пока материал будет превращаться в слепок, с мастером о своих переживаниях делиться не стоит — открывая рот, вы можете исказить всю «картину». Также имейте в виду, что перед тем, как материал зальют в ухо, туда могут вставить поролоновую вставку, которая может испортить слепок (по крайней мере Петер сказал мне, чтобы я сделал слепок ещё раз, уже без вставок — на всякий пожарный, однако я до сих пор уверен, что это на 100% безопасно — если вам будут делать слепок со вставками, то проследите, чтобы результат был максимально цельным и не разорванным на концах).
Можете фотографировать слепки прямо на телефон, как это сделал я, чтобы отсылать компании, в которой вы решили купить беруши.
После получения одобрительного письма можно отправляться либо на почту, либо в компанию которая занимается экспресс-перевозками. Для пересылки слепков я выбрал DHL. Отправить посылку стоимостью 100–200 рублей весом 100 грамм в Нидерланды с учётом студенческой скидки 10% мне стоило 2800 рублей. Надо иметь в виду, что вы не можете отправить посылку от себя, то есть частного лица, на юридическое лицо (в данном случае Earproof) без указания имени и телефона сотрудника компании. В поле, где вас попросят указать цель посылки, заполняйте просто: «Для личного пользования».
На этом, однако, всё не заканчивается. Связано это, как я понял, с новыми правилами таможни. Дело в том, что частное лицо из России может выслать посылку частному лицу в другой стране, но обратно это сделать уже не получится: частное лицо из другой страны может выслать посылку через DHL только на юридическое лицо. В моём случае я указал компанию, где я работаю в штате. Доставка происходит за 1–3 дня, но ждать изготовление самих беруш мне пришлось около месяца, так как выслал слепки я в самый разгар летних отпусков. Обычно этот срок, конечно, меньше — около недели.
Как надеваются беруши
Разница этих беруш по сравнению с обычными разительная! Во-первых, они не торчат из ушей, и прозрачный цвет делает их практически незаметными; во-вторых, они очень удобно сидят в ушах, так как сделаны под вашу ушную раковину; и в-третьих, они превосходно фильтруют звук! Вы сможете слышать абсолютно все детали музыки, звук становится «мягким» — весь шум и писк отрезаются напрочь. Речевой диапазон не задет вовсе — собеседника слышишь так же, как и без беруш.
Чтобы привыкнуть к выступлению с новыми фильтрами, мне потребовалось буквально нескольков треков. Однако с берушами я ещё больше разочаровался в своих наушниках Sony MDR-700. Их звучание, в частности атака бочки, и так мне всегда казалось размазанным, а с берушами этот недостаток особенно заметен. Так что наушники, во-первых, должны быть мощными, и, во-вторых, у них должно быть максимально прозрачное и чистое звучание. Играть, например, с Denon DN-HP1000 лично мне было куда комфортнее.
Признаться я очень боялся, что на самом последнем этапе этой статьи, которую я писал без малого год, мне придут беруши, которыми я останусь недоволен, и вся работа пойдёт на смарку. К счастью, опасения остались лишь опасениями.
Стоимость всех этапов:
- слепки: до 500 рублей;
- отправка через DHL: ~3000 рублей;
- получение через DHL из Голландии: ~45 евро, или 1800 рублей (оплата счёта за отправку через PayPal);
- беруши: ~150 евро, или порядка 6000 рублей.
Итого: ~12 000 рублей за беруши на заказ. Единственный способ сократить расходы примерно на 30 евро можно, отправив слепки через Почту России, а получать беруши уже по нормальным ценам DHL из Голландии. В таком случае цена будет в районе 11 000 рублей.
Вместо заключения
Пааво Сильямяки (Above & Beyond): «... Я всё же считаю, что это вопрос личного выбора... За клубами должно оставаться право играть музыку громко — ведь это неотъемлемая часть танцевальной культуры».
Статистики того, сколько людей, кто хоть как-то связан с клубной музыкой, считают, что защита слуха необходима, а, уж тем более, сколько из них пользуются берушами, в рунете нет, так что есть смысл провести небольшой опрос, который, думается, будучи проведённым на PROMODJ, отразит реальное отношение людей к защите слуха в России.
Очень надеюсь, что статья оказалась многим не только полезной, но и, что не менее важно, интересной!
Спасибо!
для