Сегодня особо актуальным направлением в музыкальном искусстве является создание музыкальных произведений с использованием (заимствованием) фрагментов других музыкальных произведений. Это вполне объяснимо: с помощью заимствования фрагментов из известных музыкальных произведений, новое произведение гораздо быстрее может завоевать популярность у слушателей. Процесс создания таких произведений предполагает перемещение отрывка из одного музыкального произведения в другое и называется сэмплированием (от англ. sample — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Сэмплирование может быть осуществлено механическим путем, когда один отрывок из фонограммы выделяется и вставляется в фонограмму нового произведения, так и немеханическим путем, когда тот же самый фрагмент оригинального произведения будет исполнен заново с помощью музыкальных инструментов и (или) голоса.
Важно заметить, что при сэмплировании не происходит какого-либо изменения мелодии, гармонии или ритма, что имеет место при обработке музыкального произведения, как не идет речь и об аранжировке, предполагающей переложение музыкального произведения для иного (сравнительно с оригиналом) состава исполнителей, другими словами, требующей творческой деятельности по определению общей концепции звучания, подбору конкретных инструментов, сочинения музыкальных партий и т.п. Сэмплирование всегда носит яркий фрагментарный характер и, очевидно, что в подавляющем большинстве случаев, используется наиболее запоминающийся (известный) отрывок. Причем нет смысла изменять мелодию, гармонию или ритм заимствованного отрывка. Он узнаваем!
Как известно, цитата — это дословная выдержка из какого-либо текста сочинения, текста или дословно приводимые чьи-то слова. Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» определяет цитату как относительно короткий отрывок из литературного, научного или какого-либо иного опубликованного произведения, который используется, с обязательной ссылкой на его автора и источника цитирования, другим лицом в своем произведении с целью сделать понятнее свои утверждения или для ссылки на взгляды другого автора в аутентической формулировке. Несмотря на то, что понятие «цитирование» как правило применяется относительно произведений науки и литературы, употребление его по аналогии к музыкальным произведениям представляется допустимым. Таким образом, вставка сэмпла в новое музыкальное произведение есть дословная, относительно небольшая выдержка из другого сочинения и может рассматриваться как своего рода музыкальное цитирование.
Отсюда, напрашивается вывод: использование коротких сэмплов при создании новых музыкальных произведений допускается без согласия автора (или иного лица, которому принадлежат авторские права на оригинальное произведение). Этот вывод кажется очевидным и правильным.
В то же время, всем специалистам по праву интеллектуальной собственности известно, что часть произведения, если она является результатом творческой деятельности, выражена в объективированной форме (признак воспроизводимости) и может быть использована самостоятельно, есть объектом авторского права. Согласно ст. 9 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с названным Законом. По мнению автора, сэмпл, в подавляющем большинстве случаев, является частью музыкального произведения, которая может использоваться самостоятельно. Заимствованный фрагмент является оригинальным, новым и есть результат творческой деятельности его автора. И использование его в производных произведениях является косвенным тому подтверждением.
Согласно п. 4 ч. 1. ст. 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» автору принадлежит личное неимущественное право требовать сохранения целостности произведения, именуемое еще как право на неприкосновенность произведения. Содержание названного права требует получение согласия автора на совершение любых действий, в результате совершения которых может быть нарушена целостность произведения. При выделении сэмпла и перенесении его в другое произведение указанное личное неимущественное право автора затрагивается в любом случае. Отсюда можно вынести первый тезис к обсуждению: допустимость Законом свободного использования музыкального произведения или его самостоятельной части должно непременно корреспондироваться с соблюдением права автора на неприкосновенность его музыкального произведения. И, как следствие, семплирование не должно и не может рассматриваться исключительно как цитата музыкального произведения, использование которой не требует согласия автора.
Как известно, в подавляющем большинстве случаев, музыкальные произведения с сэмплом используются в коммерческих целях. Продюсеры и авторы заранее могут спрогнозировать успех сэмплированных произведений у публики, что исключает возможность говорить о тех целях цитирования, которые прямо указаны в Законе, а именно с «целью сделать понятнее свои утверждения или для ссылки на взгляды другого автора в аутентической формулировке». Отсюда можно сформулировать следующий общий тезис: заимствование сэмпла и использование его не в целях прямо указанных в Законе, а равно за рамками случаев перечисленных в п.п. 2-10 ст. 21 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» требует согласия автора музыкального произведения (или иного лица, которому принадлежат авторские права на оригинальное произведение).
Наконец, важно заметить, что добросовестное использование сэмплов непременно должно сопровождаться соблюдением и прав исполнителей и производителей фонограмм, поскольку цель создания сэмплированных произведений, как правило, коммерческая и не подпадает под ограничения имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, установленные ст. 42 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». Отсюда, третий тезис может быть сформулированы следующим образом: заимствование сэмплом из музыкального произведения для создания производного музыкального произведения и использование последнего в коммерческих целях непременно требует согласия автора музыкального произведения, исполнителя и производителя фонограммы, за исключением ограниченного количества случаев и, соответственно, выплату названным субъектам вознаграждения.