«История выдающегося успеха: серии A и SX
Модели мониторов A5 и A7 наделали много шума, выиграли целую кучу наград и описаны в 40 с лишним обзоров изданий по всему миру. Они были оснащены собственной технологией Adam, под названием Accelerating Ribbon Technology (ускоряющаяся лента). Очень быстро это стало стандартом для мониторов ближнего поля при невысокой ценовой планке. В то же время Hi-End мониторы серии S получили распространение во всех самых известных студиях мира.
В 2009 году на выставке Prolight&Sound во Франкфурте и на AES в Нью-Йорке Adam представили новую линейку студийных мониторов, серию SX. Сейчас Adam Audio горд анонсировать такую же эволюцию серии A — серию AX. К обновленным моделям A5X и A7X добавились две полностью новые A3X и A8X. Все модели новой серии AX получили технологические улучшения, разработанные для самых старших и дорогих мониторов Adam.
Новые модели серии AX
Изменения в мониторах A5X и A7X — это не просто дальнейшее развитие, а полный пересмотр серии A. Компания Adam проанализировала все составляющие оригинальных мониторов серии A и переработала их в сторону улучшения. Одно из главных достоинств серии SX, твитеры X-ART, в серии AX пришли на смену старым твитерам ART. Твитеры X-ART обладают бо́льшей отдачей по звуковому давлению и расширенной полосой частот до 50 кГц. Все динамики и усилители были заново перерасчитаны, а также обзавелись катушкой большего размера, вдвое увеличенной мощностью усилителей, большей линейной зоной работы и большей громкостью. Корпуса спроектированы заново, все модели теперь обладают двумя портами фазоинвертора. Две полностью новые модели дополняют серию AX. Теперь самые миниатюрные мониторы — A3X, а самые крупногабаритные — A8X, старшая модель, позволяет разместить её даже в среднем поле».
Из всего сказанного производителем наиболее важным является тот факт, что Adam, уже имея удачные модели, не топчется на месте, выпуская те же самые мониторы в различных конфигурациях, а двигается дальше, пытаясь что-то изменить или улучшить.
Обновление A-серии вызывает повышенный интерес, поскольку эта линейка представляет собой все еще доступные по цене мониторы, но уже не из копеечных комплектующих.
Самый большой интерес представляет модель A7X, но в данный момент в нашу лабораторию попали мониторы A5X. Они выглядят не менее интригующе, тем более что нам хорошо знакома предшествующая модель A5, звучанием которой мы остались очень довольны.
Акустическим оформлением мониторов является схема с фазоинвертором. Порты фазоинверторов нестандартного профиля выведены на переднюю панель. Ножек или специальных резиновых прокладок снизу корпуса не предусмотрено. Однако сзади имеются резьбовые отверстия для альтернативного вида креплений (например, настенных).
Размеры мониторов составляют 17×28,5×22 см. Отметим, это очень компактные мониторы, меньше только модель A3X.
На передней панели находится выключатель питания и регулятор чувствительности. Кроме этого, панель управления оснащена индикатором питания и режима StereoLink.
Диаметр диффузора, включая подвес, составляет 11,5 см. Гибкий подвес изготовлен из резины и тактильно мягкий.
В A5X используются ленточные твитеры с фирменной технологией X-ART. В статье, посвященной мониторам Adam S2.5A, мы подробно описывали суть технологии ART (ускоренная лента). Однако, в отличие от прежних моделей, в A5X используются обновленные твитеры X-ART из более дорогих моделей. Буква X традиционно для английского языка означает «экстра». Внешне изменения наблюдаются только в в более крупной защитной решетке. По заявлению производителя, частотный диапазон новых твитеров X-ART расширен до 50 кГц. Мы решили провести свои измерения АЧХ, дабы убедиться в справедливости данного утверждения.
Судя по нашим измерениям, твитер действительно охватывает диапазон частот до 50 кГц. А то, что график к 50 кГц заваливается на 12 дБ, в данном случае не главное. Гораздо важнее тот факт, что измерения подтверждают использование в рассматриваемой акустике совершенно других твитеров. Если обратиться к измерениям АЧХ мониторов A5 или A7, спад на полученных спектрограммах наблюдается уже к 30 кГц.
Задняя панель мониторов представляет собой металлическую пластину. Радиатор находится внутри корпуса. Здесь располагаются регуляторы, осуществляющие управление фильтрами, и отдельно уровня громкости твитера.
Как и в случае с A5, в мониторах A5X имеются балансный XLR и небалансный RCA вход. В мониторах присутствует технология StereoLink. Зачем это нужно? В профессиональной сфере раздельная подача сигнала каждого канала на свой монитор является нормой. В то же время в бытовой аппаратуре подключение зачастую осуществляется межблочным стереокабелем. Технология StereoLink как раз и позволяет подключить межблочник со стерео RCA в один монитор, при этом соединив мониторы идущим в комплект кабелем. Таким образом достигается не только удобство коммутации, но и возможность регулировки громкости единым регулятором только с одного монитора. Следует учитывать, что это работает только для RCA подключения. Положительный момент для XLR входов в том, что на пути сигнала не будет никаких лишних цепей.
Измерения АЧХ
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Кроме того, применяется измерительный микрофон Earthworks M50 со следующими паспортными данными:
серийный номер: 9291C
чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
График АЧХ, измеренный на оси ВЧ-динамика
Представленный график АЧХ был измерен в среднем положении всех имеющихся регулировок.
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора High Shelf
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора Low Shelf
Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
регулятора Tweeter Level
Звучание
На примере ранее протестированных мониторов A7 и A5 мы ожидали высококачественного профессионального звучания и от новой модели A5X. Однако зная, что в новой линейке AX используются измененные динамические головки, у нас имелись опесения, что это повлияет на качество звучания не в лучшую сторону. К счастью, все наши сомнения оказались напрасными. Качество звучания A5X находится на высочайшем уровне.
Основные требования к звучанию акустики с небольшим диффузором — это бескомпромиссные средние и высокие частоты. В указанном частотном диапазоне звучание A5X никаких замечаний не вызывает. Оно имеет высочайшую четкость и детальность. При осуществлении эквализации любые изменения очень хорошо отслеживаются, даже в насыщенном миксе. Тембр звука в таком сложном регистре, как переходная зона между динамиками, очень ровный и достоверный. Здесь отсутствуют тембральные искажения, присущие подавляющему числу мониторов, и привыкать к характеру звучания, как-то подстраиваться не придется. Имея в своем распоряжении мониторы Adam S2.5A, мы можем с уверенностью утверждать, что верхняя область средних частот у A5X звучит более детально и проработанно, чем у S2.5A!
Звучание в нижней области средних частот у A5X не так насыщенно и детально, уступает S2.5A. Однако данная особенность характерна для всей акустики аналогичного форм-фактора. Это объясняется физическими ограничениями и не может быть рассмотрено как недостаток.
Если у кого возникали опасения недостатка НЧ, спешим их успокоить. Низкие частоты в мониторах A5X присутствуют в избытке. Производителю удалось достичь впечатляющих результатов по звуковому давлению. Даже при среднем положении регулятора Low Shelf насыщенность низом в звучании излишняя. На наш взгляд, это сделано намеренно, чтобы исключить претензии, которые имелись, например, в случае модели A7. Не секрет, что значительную долю рынка составляют начинащие музыканты, саундпродюсеры, звукорежисеры или просто любители профессиональной акустики. Для таких пользователей A5X имеет значительный запас по НЧ, а подстройка на задней панели мониторов позволит отстроить звук под конкретные условия.
С нижним диапазоном у A5X все в полном порядке. При уменьшении избыточного уровня громкости звучание НЧ становится спокойным и приемлемым.
Выводы
На наш взгляд, на сегодняшний день мониторы Adam A5X могут служить неким ориентиром для огромного числа производителей акустики аналогичного форм-фактора. Все основные требования, выдвигаемые к звучанию малогабаритной акустики, в Adam A5X выполнены на отлично. Высокое качество звучания рассматриваемых мониторов позволяет использовать их для решения задач самого высокого уровня и широкого спектра.
Активный 4.5" студийный монитор ближней зоны
Активный 5.5" студийный монитор ближней зоны
Активный 7" студийный монитор ближней зоны
Активный 8" студийный монитор ближней зоны
Монитор ближнего поля S1X обеспечивает высокое качество звука, несмотря на небольшой корпус. S1X обладает всеми характерными чертами новой серии SX: твитер X-ART в сочетании с усилителем ADAM класса A/B и вуфером HexaCone™ с оптимизированной системой магнитов/звуковых катушек с использованием PWM усилителей высочайшего качества.
ADAM S3 – это выбор требовательных звукоинженеров записи, которым необходим мониторинг с расширенным диапазоном в студийных комнатах средних размеров. Один вуфер работает как широкополосный динамик, тогда как второй вуфер начинает работать вместе с первым только ниже 150 Гц.
Спроектированный на базе профессиональных студийных мониторов компании Adam, новопредставленный Sub7 был создан специально для того, чтобы органично дополнять мониторы A5 и A7 из линейки A-series. Среди его ключевых отличий – компактные размеры, три возможных варианта расцветки, а также весьма демократическая цена.
Специальные настольные подставки под мониторы A3X
Доступные цвета - белый/черный глянцевый.
Специальные настольные подставки под мониторы Adam A5.
Доступные цвета - белый/черный глянцевый.